20 февраля 2024
Чехарда
Одна из любимейших игр старших детей и подростков. У младших пользовалась бы не меньшей популярностью, но из-за высокой скорости и динамики дело это рискованное. Впрочем, опытных младших пускаем.
Игра идеальна для уличных тренировок в прохладную погоду, когда надо быстро и гарантированно согреться. Впрочем, в жару дети тоже скандируют тренеру: "чехарда, чехарда!"
Огораживаем пространство. Все, кто внутри – живые с мечами, снаружи – мёртвые без оружия. Стартуем с 1-2-3 мёртвыми в зависимости от общего числа игроков. Например, если бойцов 8, двое из них на старте мертвы.
В чём суть? Быстро и эффективно сражаться на небольшом пространстве, развивая алертность, скорость, навыки ближнего боя. Важно занять наиболее стратегически выгодное положение на поле.
Убитый уходит за пределы площадки, отдаёт свой меч мёртвому и ждёт, когда умрёт следующий, кто передаст ему свой меч. Поскольку всё происходит быстро, занимает это обычно максимум пару десятков секунд. Заходить можно со всех сторон поля боя. Игра идёт на время, стандарт 10 минут, бывало и 20, и 30. Все валились с ног, но не останавливались!
В чехарде из-за скорости и ограниченности пространства смягчаются правила боя и предупреждение тренер выдаёт только за намеренный удар в запрещённые области. Случайности списываются на фактор риска.
Высший пилотаж – успевать считать свои и нанесённые собой смерти, и затем высчитывать соотношение, сравнивать с предыдущими результатами и отслеживать динамику. Это уже следующий уровень – совмещение фехтования на мечах с математикой и основами статистики.
Прорабатываем и разновидности этой игры, например, чехарду в парах. Все участники делятся на пары, один партнёр жив, а второй мёртв, и так и чередуются. Количество побед и поражений считается суммарно у обоих.Для большинства участников важно выжить в бою и победить. Но игровые смерти неизбежны даже для опытных бойцов. По общим правилам мёртвый должен обозначить то, что его убили: взять меч за лезвие и поднять над головой, оставаясь – стоя или сидя – на том месте, где был убит. В особо динамичных боях договариваемся, что ещё и надо выкрикнуть "я минус!" или что-то в этом роде. Чтобы оставшиеся соратники, не отвлекаясь от битвы на сканирование ситуации, трезво оценивали ситуацию и перераспределяли силы.
Есть сюжеты, в которых мёртвые перерождаются – смерть означает либо перерыв перед продолжением, либо переход в другую роль. Например, в игре с зомби умершим надо превратить в зомби оставшихся людей, с турелями – попасть в живых снежками. Есть сценарии, где умершему надо, например, отойти на край площадки и там сделать 5 приседаний или отжиманий, после чего он возвращается в бой. Командные игры с лекарем подразумевают его возможность возрождать соратников, похлопав по плечу или – вариант с усложнением – сделав вместе с ним несколько приседаний, да ещё и так, чтобы противник в это время не успел убить лекаря. Если успел, то всё напрасно.
Живые могут забирать у умерших оружие – но только с их согласия. Таким образом можно хорошо вооружиться – например, вторым мечом, что повышает шансы на победу. Мёртвых, раскиданных по полю, можно использовать как живой щит или, наоборот, помеху в бою. Ещё мёртвый может поснимать бой на видео, чтобы что-то осталось на память – отвлекаться от боя, пока жив, обычно мало кто хочет))