Блог о фехтовании на мечах

Как проходят тренировки? Какие варианты ролевых игр бывают в боях на мечах? Как сражаются бойцы разного возраста? Как тренер вовлекает младших или нерешительных бойцов? Как выстроить рабочую стратегию?
23 декабря 2024

Бойцы разного возраста и уровня

Редко бывает такое, что на тренировке подбирается команда бойцов, равных по возрасту, опыту, навыкам, скорости, выносливости и куче других параметров, влияющих на умение владеть мечом. Это может привести к дисбалансу как в командных играх, так и в индивидуальных сражениях. Никому не нравится постоянно проигрывать. Значит, надо по возможности уровнять силы. Вот несколько приёмов, к которым прибегают наши тренеры:

1) Поручить сильным бойцам сражаться левой (для левши – правой) рукой. Развитие навыка амбидекстра пойдет на пользу и самому бойцу в перспективе.
2) Давать право объединяться в одну команду только младшим бойцам. Например, в группе, где большинству 10+ лет, разрешено объединяться троим ребятам 6-8 лет.
3) Менять поражаемые зоны. Как вариант – начинающие бойцы погибают, только если старшие попали им в корпус, руки-ноги не считаются. Или для всех считаются попадания им только в ноги, а опытным – в любую часть тела, кроме запрещённых (голова, шея, пах).
4) Ставить сильного и начинающего бойцов в пару. Они либо выиграют вместе, либо вместе падут.
5) Экспериментировать с количеством хитов. У опытных 1 жизнь там, где у начинающих или младших три.

Варианты настроить баланс всегда находятся. Поэтому на наши тренировки бойцы с удовольствием ходят семьями: даже если ты младший, тебе создадут условия, где ты не будешь чувствовать себя побитым просто оттого, что ещё не вырос.
Бойцы разного калибра
Бойцы разного калибра
8 сентября 2024

Новый сезон тренировок

Стартовал новый учебный год, а с ним и очередной тренировочный сезон. На этой неделе были первые тренировки после летнего перерыва. Опытный бойцы вспоминали правила тренировки и правила боя (это разные вещи), новички – осваивали их, базовые удары, стойки и связки.

Почти все бойцы, пришедшие тренироваться в детстве, начинают с тренировок как с развлечения и весёлого времяпрепровождения. Для части из них всё так и остаётся. А часть хочет двигаться дальше. У таких ребят есть запрос не только на новые игры в рамках боя на мечах и совершенствование техники фехтования, но и на усложнение в спортивном плане. Они ходят на тренировки с более старшими опытными товарищами и на спарринг-тренировки, где бои проходят в полной защите – от шлема до наколенников. Ездят на общероссийские соревнования. Учат младших бойцов, ассистируя тренерам.

На каждой из площадок, где проходят тренировки, формируется своя уникальная команда. Редко встречается такое, что боец приходит на 1-2 раза и пропадает – обычно всем хочется потренироваться хотя бы раз в неделю. Везде есть общие правила и у тренеров разработана программа тренировок, но группа тоже вносит своё влияние. Где-то любят "месилово и бесилово", где-то стандартную программу, а где-то эксперименты – и общим творчеством рождаются новые игры. Где-то есть традиция завершать тренировку "чехардой" или делить команды определённым образом – особенно это востребовано в группах, куда ходят и дети, и родители. Получаются то семейные кланы, то любимая многими игра "взрослые против детей". Неизменны бурные эмоции))

В общем, сезон стартовал, погода радует. К группам можно присоединиться в любой момент, но в том, чтобы начать в сентябре, есть свои бонусы. Получается плавное погружение в тему, формирование команды, раскачка и дальнейший рост. Приходите!
Бои на мягких мечах на улице
Первая тренировка в сентябре после летних каникул
7 мая 2024

Бой в непогоду

Родители новых участников групп, тренирующихся на улице, сомневаются: на улице дождь (снег, -10, ветер), состоится ли тренировка? Родители опытных бойцов знают ответ – в 90% случаев это "да". Без маньячества и совсем уж экстрима – в сильный ветер, ливень, совсем уж трескучий мороз, при гололедице тренировка переносится в зал или отменяется. Но просто дождь, снег, холод – не повод для отмены тренировки. И дети это поддерживают. Редко кто-то из детей из-за погоды отказывается от тренировок. Родители могут из волнения о здоровье и комфорте ребёнка, а детям в кайф.

Конечно, важно правило: одеваться по погоде. Тёплая, непромокаемая одежда, удобная спортивная обувь. Дождевик или хотя бы капюшон. Перчатки, головной убор. Обычно одной-двух некомфортных тренировок хватает, чтобы дети сами озадачились этим вопросом. Или не озадачились – часто они выносливее взрослых и менее зависимы от погоды. Помокли, помёрзли – быстрее бегают, потом домой, отогреваться. И всё в порядке, редко кто-то заболевает, да и сезонные ОРВИ у "всесезонных" бойцов случаются редко. Есть те, кто годами не болеет сильнее лёгкого кашля или насморка.

Вот и сегодня. После тёплого начала мая – снег с дождём, чуть выше нуля. Группа опытная и чисто уличная, собралась почти в полном составе. Тренировались полтора часа с акцентом на индивидуальные бои – поскольку большинство проголосовало за них. Но и командные, в двойках и тройках, тоже были. В конце ещё и "бахнули" по мороженому, и все довольны. Испытания и дискомфорт – неотъемлемая часть жизни, совсем избежать их не получится, и дети это уже понимают. Преодолевают и гордятся собой.
Бои на мягких мечах в непогоду: снег и ноль градусов в мае
Бои на мягких мечах в непогоду: снег и ноль градусов в мае
17 апреля 2024

Игра «Феодальный футбол»

Совмещение боя на мечах и футбола))

Участники делятся на две команды. У каждой есть ворота, в них нужно забить гол. Только в роли мяча - боец из команды противника. Ну а свои ворота надо защитить от такого же гола.

Модификации игры - с воскрешениями и без. Воскрешения - прямо «об ворота» или в стороне. От этих нюансов в правилах зависит сложность игры.

Команда продумывает стратегию и распределяет игроков: кто идёт в атаку, кто остаётся защищать ворота, а кто воюет в полузащите. Если никого не оставить на воротах, это рискованно. Многих оставить – как тогда выиграть? На прорыв обычно идёт самый шустрый. Основные бои часто ведутся посреди поля, и тот, кто завалил соперников, мчится к чужим воротам – защитникам к этому надо быть готовыми. Если вратарь успевает "отбить мяч", то есть мягким мечом нанести удар по телу противника (кроме головы, шеи, паха) – атака не удалась. В обратном случае – если соперник успел шагнуть в ворота – гол считается забитым.
11 апреля 2024

Игра «бой-загадка»

Каждому игроку тренер по секрету раскрывает, какая у него суперспособность на следующий бой. Она состоит из силы и уязвимости. Например, +1 хит при попадании соперником в меч и -2 хита при поражении левого бедра, а остальное тело неуязвимо. На старте несколько хитов, чтобы сразу не умереть.

Задача - понять, какие у соперника уязвимости, атакую их, убить его. Важна внимательность - анализировать, что соперник подставляет под удар, а что отводит. И так со всеми бойцами в группе.

Правила игры можно усложнять или облегчать под опыт и возраст участников. Например, вводить только уязвимую зону с однохитовкой. Или ограничить время, за которое нужно разгадать суперспособности всех. Или заранее огласить, какие есть варианты - тогда шансы разгадать, у кого какая суперспособность, выше.

Игра не столько на оттачивание навыков боя, сколько на развитие внимания, аналитических способностей, умения хитрить и скрывать свои особенности.

В конце игры все бойцы рассекречиваются и делают вместе с тренером разбор боя - кто и в чём запалился, что можно было бы заметить, а ушло из зоны внимания, какие неудобства выявились.
Бои на мягких мечах: у кого какая суперспособность?
Где уязвимое место, а где зона возрастания жизни?
26 марта 2024

Бои "Один против нескольких"


Существует несколько разновидностей игр "один против всех". Первый – когда у одного бойца бесконечное количество жизней, а у всех его соперников по одной. Задача одиночки – убить всех врагов за отведённое время. Если удаётся, он выиграл, а тот соперник, который продержался дольше всех, становится следующим одиночкой.

Другой вариант – у всех по одной жизни, у одиночки тоже одна или 2-3. Количество и перечень соперников регулирует сам одиночка, выбирая двоих или большее количество бойцов. По своим силам и интересу. Время не ограничено. Противники могут нападать все вместе, по очереди или как сочтут нужным.

Такие игры – хорошая отработка навыков скорости реакции, техники ближнего боя и тактики.
Бои на мягких мечах: один против троих
Один боец сражается против троих. Цель – прожить максимально долго, нанеся возможный ущерб противнику
19 марта 2024

Соревнования по спортмечу

Некоторым нашим бойцам подходит формат соревнований. Они прицельно тренируются в формате спаррингов, тренеры дают им дополнительную нагрузку и делятся опытом, специфичным именно для соревнований.

Соревнования по спортмечу проводятся в разных городах России, и наша команда выстраивает свои путешествия в соответствии с географией соревнований)) Мы никого не принуждаем соревноваться, но приветствуем такое желание. У нас выстроилась сплочённая, поддерживающая команда из тренеров, бойцов и родителей. Каждая поездка на соревнования превращается в незабываемое весёлое приключение вне зависимости от того, соберём ли мы урожай медалей. Но без медалей команда ещё не возвращалась.

Как проходят соревнования? Правила и нюансы немного отличаются на разных турнирах, но в целом так:

1) Бойцы сражаются в своей возрастной категории. Младшая – 4-5 лет, старшие – 18+ и 40+. Мальчики и девочки/мужчины и женщины раздельно. Если в категории всего один боец – так бывает среди самых маленьких или у девочек – её объединяют с соседней. Например, 5-летнего поставят биться с 6-7-летними, девочку – с мальчиками её возраста. Но золотую медаль такой "одинокий" боец получит вне зависимости от результатов боя. В своей категории он первый.

2) Бои проводятся в нескольких номинациях. Классика – это индивидуальный бой щит-меч и баклер-меч, но бывают и копья, и сабли, и командные бои, и другие форматы. Правила могут различаться, например, где-то любой удар – это 1 балл, а где-то поражение корпуса – 2 балла. Бои проводят на время или до 5-ти/10-ти баллов.

3) Место боя – огороженное ристалище определённого размера, на котором находятся маршалы и бойцы. Маршалы – это главный и вспомогательные судьи количеством 3 или 5 человек. Они внимательно наблюдают за боем, считают удары, очки и присуждают победы и поражения. Бывают спорные ситуации, поэтому когда сражаются наши бойцы, тренеры и опытные ребята секундируют, а родители снимают видео, с помощью которых иногда удаётся добиться справедливости.

Продолжение следует.
Бои на мягких мечах: соревнования
Соревнования по спортмечу, Питер, Рекон. Наш боец в категории 8-9 лет занял 1-е место. В номинации было более 40 мальчишек
7 марта 2024

Игра в тайного зомби

Игра из разряда "по многочисленным просьбам".

Ведущий – тренер или его помощник – назначает одного из игроков зомби. Делается это так: все выстраиваются в шеренгу и закрывают глаза. Ведущий похлопывает кого-то одного по спине. Никто, кроме ведущего, не знает, кто зомби.

Зомби нельзя убить оружием. Он не может бегать, а только ходить. Так обычно его и вычисляют)) Задача – сделать зомби остальных. У первого зомби есть минута на то, чтобы кого-то заразить. Тот, кого он убил мечом, тоже становится зомби, у него включается счётчик и он начинает охотиться за следующей жертвой. Зомби, не успевший осалить человека за минуту или полминуты (зависит от правил игры) – умирает. За временем следит ведущий.

Когда зомби побеждают? Когда не остаётся людей.
Когда люди побеждают? Когда у зомби заканчивается время и остаётся хотя бы один незаражённый человек.

Игра динамичная, дети младшего школьного возраста очень её любят. Есть вариации с некромантами и другими монстрами.
5 марта 2024

Манёвры

Это уже не линейные тренировки по бою на мягких мечах. Манёвры – масштабное сражение, где сталкиваются десятки бойцов с разным оружием. Каждые манёвры игротехи старательно продумывают. Стратегия и тактика формируются капитанами команд и их помощниками особо тщательно перед каждым боем.

Для манёвров нужно большое пространство. Например, зона оврага в лесопарке. Склоны, кусты и другие элементы ландшафта идут в ход и могут использоваться как преимущество или уязвимость. Манёвры могут начинаться как сражения команды на команду, но это так, разминочка. Дальше появляются элементы ролевой игры. Бывает, что манёвры вписаны в ролевую игру как один из компонентов, но мы сейчас о других сценариях – где сражения в центре внимания.

Ролёвка может быть сложной, с разными народами, у каждого из которых свои скиллы, миссия и секретные суперспособности. Может быть попроще – выполнить задание (например, занять крепость, похитить флаг) и так, чтобы хотя бы один воин остался в живых. Каждый раз что-то разное, но всегда захватывающее. Игротехи задают вектор движения, направляют бойцов и по мере необходимости вливаются в команды.

На недавних манёврах, помимо мягких тямбар различного вида и щитов, были в большом количестве нёрфы с пульками. Кто-то из бойцов чередовал оружие, кто-то проявлял таланты только в одном виде, но в каждой команде были и меченосцы, и копейщики, и огнестрелы. Для нёрфов и мечей применялись разные правила подсчёта нанесённого урона.

Манёвры – отличная история для праздников, сезонных мероприятий и просто качественной эмоциональной разрядки. Всего несколько часов – а приключение такое насыщенное, что вспоминаешь спустя годы, а те, с кем сражался плечом к плечу, становятся своими. Всегда в восторге и дети, и взрослые. Время года значения не имеет – и осенью в полуслякоть, и зимой в снегу можно рубиться часами без негативных последствий, если грамотно одеться. Ну и всегда предусмотрена зона, где можно погреться, попить горячее, выдохнуть.
Бои на мягких мечах: манёвры
Манёвры. Команда наготове в ожидании команды "бой!"
4 марта 2024

Командные бои со сложными правилами и разбором полётов

Для опытной группы тренеры предложили игру с усложнением. Участники разделились на две команды, каждая числом в 4 бойца. Начали игру в "кнопку". Суть в том, что на поле каждой команды находится волшебная кнопка, в случаи нажатия которой команда-соперник выигрывает бой. Соответственно, задача каждой команды – защищать свою кнопку и стараться нажать на кнопку противника. В качестве кнопки используются лежащие плашмя щиты.

Капитанствовали по очереди. Тренеры просили уделить тактике особо тщательное внимание. После каждого раунда проводили общий разбор: что было сделано правильно, в чём косякнули, какие советы капитан даст своему последователю.

По завершении пары раундов добавили в команды королей. Король командует войском, но если его убивают, команда проигрывает. Соответственно, своего короля надо беречь, а на чужого охотиться.

Потом ещё усложнили условия, добавив лекаря в каждую команду. Лекарь – безоружный участник, наделённый суперспособностью исцелять сотоварищей. Для этого надо сделать ритуал, например, присесть вместе с оживляемым и крикнуть "восстановлен!". Но и убить лекаря легче, поэтому к другим задачам команды добавляется защита лекаря.

Внедрение в команду лекаря осталось на усмотрение команд. Можно этим правом не пользоваться, если делать ставку на силу оружия.

Разбор успехов и ошибок после каждого раунда происходил всё чётче, дети яснее анализировали ситуацию.

В конце тренировки расслабили мозги и минут 15 активно бегали в другой игре, но о ней расскажем позже.
Бои на мягких мечах: обсуждение успехов и ошибок
Командные бои со сложными правилами и обсуждением успехов и ошибок
29 февраля 2024

Командование

Быть капитаном команды в фехтовании на мечах – что это значит?

1) Лидерство. Участники команды должны слушаться капитана. Стиль командования у всех разный, кто-то допускает и даже приветствует идеи и предложения, а кто-то авторитарен.
2) Стратегия и тактика. Нужно оценить силы и уязвимые места как своей команды, так и соперника, а заодно – локации. Взвесить всё и сформировать план действий, распределить роли, договориться, кто на каком месте. Продвинутый вариант – сразу оговорить планы В и С. Ещё уровнем выше, но не всегда доступно – нарисовать план атаки палкой на льду, как это сделал 13-летний Лев во вторник.
3) Удержание картины сражения. Капитан не может просто ринуться в атаку. Ему надо держать в поле видимости своих бойцов и при необходимости вербально корректировать их действия.
4) Учитывать неочевидное. И не только со стороны соперника, но и от своих соратников, чтобы не было такой ситуации – "Почему ты убил своего??" – "Так ты не сказал, что нельзя!". После такого случая в этой группе капитаны не забывают добавлять "...и своих не убиваем!"
5) Применять хитрость. Как привести команду соперников в недоумение и растерянность и выиграть время? Неожиданные ходы – привилегия опытных и сообразительных капитанов.

Пробуют себя в командовании все по очереди. Кто-то тушуется, кто-то, наоборот, рвётся постоянно быть капитаном – поэтому надо пробовать себя в этой роли всем. Иногда командование максимально абстрактное – "как пойдёт" или "держимся вместе!" или "стоим в обороне и ждём". Иногда всё продумано до мелочей.

Капитану хочется, чтобы все следовали его плану, но не всегда это реализуемо – соперник не стоит на месте и часто своими действиями разрушает план. Что делать? Либо сразу оговаривать альтернативные цепочки действий в разных ситуациях, либо ситуативно менять тактику, выкрикивая своим команды по ходу боя. Капитан это может делать даже если его убили.

Иногда практикуем демократию – капитана нет, команда совещается и согласовывает план коллегиально. Не во всех группах такое получается, но у продвинутых участников сплочённых групп возраста 10+ это частое явление.

После боя тренер с командами разбирают, в чём план удался, а что не учли и что можно будет в следующий раз усовершенствовать.
Бои на мягких мечах: командование
13-летний Лев командует, даже будучи убитым
20 февраля 2024

Чехарда

Одна из любимейших игр старших детей и подростков. У младших пользовалась бы не меньшей популярностью, но из-за высокой скорости и динамики дело это рискованное. Впрочем, опытных младших пускаем.

Игра идеальна для уличных тренировок в прохладную погоду, когда надо быстро и гарантированно согреться. Впрочем, в жару дети тоже скандируют тренеру: "чехарда, чехарда!"

Огораживаем пространство. Все, кто внутри – живые с мечами, снаружи – мёртвые без оружия. Стартуем с 1-2-3 мёртвыми в зависимости от общего числа игроков. Например, если бойцов 8, двое из них на старте мертвы.

В чём суть? Быстро и эффективно сражаться на небольшом пространстве, развивая алертность, скорость, навыки ближнего боя. Важно занять наиболее стратегически выгодное положение на поле.

Убитый уходит за пределы площадки, отдаёт свой меч мёртвому и ждёт, когда умрёт следующий, кто передаст ему свой меч. Поскольку всё происходит быстро, занимает это обычно максимум пару десятков секунд. Заходить можно со всех сторон поля боя. Игра идёт на время, стандарт 10 минут, бывало и 20, и 30. Все валились с ног, но не останавливались!

В чехарде из-за скорости и ограниченности пространства смягчаются правила боя и предупреждение тренер выдаёт только за намеренный удар в запрещённые области. Случайности списываются на фактор риска.

Высший пилотаж – успевать считать свои и нанесённые собой смерти, и затем высчитывать соотношение, сравнивать с предыдущими результатами и отслеживать динамику. Это уже следующий уровень – совмещение фехтования на мечах с математикой и основами статистики.

Прорабатываем и разновидности этой игры, например, чехарду в парах. Все участники делятся на пары, один партнёр жив, а второй мёртв, и так и чередуются. Количество побед и поражений считается суммарно у обоих.Для большинства участников важно выжить в бою и победить. Но игровые смерти неизбежны даже для опытных бойцов. По общим правилам мёртвый должен обозначить то, что его убили: взять меч за лезвие и поднять над головой, оставаясь – стоя или сидя – на том месте, где был убит. В особо динамичных боях договариваемся, что ещё и надо выкрикнуть "я минус!" или что-то в этом роде. Чтобы оставшиеся соратники, не отвлекаясь от битвы на сканирование ситуации, трезво оценивали ситуацию и перераспределяли силы.

Есть сюжеты, в которых мёртвые перерождаются – смерть означает либо перерыв перед продолжением, либо переход в другую роль. Например, в игре с зомби умершим надо превратить в зомби оставшихся людей, с турелями – попасть в живых снежками. Есть сценарии, где умершему надо, например, отойти на край площадки и там сделать 5 приседаний или отжиманий, после чего он возвращается в бой. Командные игры с лекарем подразумевают его возможность возрождать соратников, похлопав по плечу или – вариант с усложнением – сделав вместе с ним несколько приседаний, да ещё и так, чтобы противник в это время не успел убить лекаря. Если успел, то всё напрасно.

Живые могут забирать у умерших оружие – но только с их согласия. Таким образом можно хорошо вооружиться – например, вторым мечом, что повышает шансы на победу. Мёртвых, раскиданных по полю, можно использовать как живой щит или, наоборот, помеху в бою. Ещё мёртвый может поснимать бой на видео, чтобы что-то осталось на память – отвлекаться от боя, пока жив, обычно мало кто хочет))
Бои на мягких мечах: игра в чехарду
Чехарда на половине футбольной "коробки"
12 февраля 2024

Роль мёртвого

Для большинства участников важно выжить в бою и победить. Но игровые смерти неизбежны даже для опытных бойцов. По общим правилам мёртвый должен обозначить то, что его убили: взять меч за лезвие и поднять над головой, оставаясь – стоя или сидя – на том месте, где был убит. В особо динамичных боях договариваемся, что ещё и надо выкрикнуть "я минус!" или что-то в этом роде. Чтобы оставшиеся соратники, не отвлекаясь от битвы на сканирование ситуации, трезво оценивали ситуацию и перераспределяли силы.

Есть сюжеты, в которых мёртвые перерождаются – смерть означает либо перерыв перед продолжением, либо переход в другую роль. Например, в игре с зомби умершим надо превратить в зомби оставшихся людей, с турелями – попасть в живых снежками. Есть сценарии, где умершему надо, например, отойти на край площадки и там сделать 5 приседаний или отжиманий, после чего он возвращается в бой. Командные игры с лекарем подразумевают его возможность возрождать соратников, похлопав по плечу или – вариант с усложнением – сделав вместе с ним несколько приседаний, да ещё и так, чтобы противник в это время не успел убить лекаря. Если успел, то всё напрасно.

Живые могут забирать у умерших оружие – но только с их согласия. Таким образом можно хорошо вооружиться – например, вторым мечом, что повышает шансы на победу. Мёртвых, раскиданных по полю, можно использовать как живой щит или, наоборот, помеху в бою. Ещё мёртвый может поснимать бой на видео, чтобы что-то осталось на память – отвлекаться от боя, пока жив, обычно мало кто хочет))
Бои на мягких мечах: использование мёртвого как помехи
Использование мёртвого как помехи
10 февраля 2024

Нечестные бои

Такое название этот вид боёв получил из-за того, что у всех бойцов в команде разное оружии. Сражаются две команды, на каждую тренер выделяет набор оружия. Например, при боях 5*5:

1) без оружия (капитан, он командует голосом)
2) два меча
3) два щита
4) один меч
5) один щит

Или другой вариант, при боях 3*3:

1) копьё
2) два меча
3) два щита

Вариации многочисленны. Суть в том, чтобы команда во главе с капитаном продумала эффективную тактику боя с такими вводными.

Как надо выстроиться, чтобы щитовики защищали мечников и копейщиков и при этом не пали сами?

Наступать или ждать атаки?

Какие хитрости можно применить, чтобы одержать победу, даже если все соратники с боевым оружием полегли? Подсказка: можно попробовать устроить так, что противник выйдет за территорию битвы и автоматически умрёт.

"Нечестные бои" – одна из любимейших игр, которую и дети, и подростки всегда радостно приветствуют и не хотят заканчивать))
10 февраля 2024

Бомберы и турели

Зимой на уличных тренировках добавляется долгожданная забава – снежки. Они становятся снарядами, поражающими цель, а бойцы – бомберами или турелями.

Бомбер – боец, вооружённый снежком. Снежки могут быть дополнением к основному оружию или единственным оружием бойца – в зависимости от того, какие правила оглашает тренер.

Турель – боец, полегший на поле сражения и возродившийся, но с парой ограничений:
1) он не может сдвигаться с того места, где умер
2) единственное доступное ему оружие – снежные снаряды.

Бывают бои, где до команды "Бой!" все участники лепят по одному снежку в дополнение к основному оружию. У каждого есть только один шанс убить соперника снежком. В других играх в каждой из команд выделяют по бомберу и он вооружен либо только снежками, которые может лепить по ходу боя (а товарищи могут помогать), либо ещё щитом. Бомберами обычно выбирают самых шустрых ребят, которые смогут унести ноги от соперников с тямбарами. Но, конечно, важна и меткость.

В битвах с турелями, когда после "смерти" сразу начинается "новая жизнь", если не введено ограничение по времени, побеждает последний выживший боец. Либо, когда все, кроме одного, стали турелями, тренер объявляет, что осталась минута, за которую кто-то из турелей может "завалить" оставшегося бойца.

Со снежками бои проходят ещё веселее и разнообразнее!
Бои на мягких мечах: турель лепит снаряд
Турель лепит снаряд
10 февраля 2024

Бои с отрубанием конечностей

В обычных боях если попал в поражаемую область – это смерть. Ну или минус одна жизнь, если по условиям игры у бойца несколько хитов. В боях с отрезанием конечностей всё заковыристее.

Ранение в ногу или руку – это минус конечность. Рука становится нефункциональной, максимум – можно зажимать меч под мышкой. Если одна нога ранена, её можно волочить или прыгать на здоровой. Если две, остаётся только ползать на коленках.

А что, если удар пришёлся в корпус? В одной из вариаций этой игры единичное ранение в корпус – это смерть. В другой вариации только на третье попадание в корпус боец считается умершим. Но если корпус повреждён, меч можно держать только под подбородком.

Бывают и другие разновидности этой игры, в формировании правил участвуют и тренер, и опытные ребята. Бой с отрубанием конечностей всегда не только вызывает веселье, но и требует особого приложения смекалки для продумывания тактики, умения быстро сориентироваться, мобилизировать обычно неиспользуемые ресурсы тела.